Анализ
работы школьной медиатеки
МБОУ Верхнеобливской ООШ
Краткая справка о библиотеке.
Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение общей площадью 50 м2.
Библиотека оборудована:
- стеллажи для книг;
- столы для читателей (2 шт.);
- стулья (8 шт.);
- компьютерный стол (1 шт.);
- персональный компьютер для рабочего места библиотекаря (1 шт.);
В библиотеке организованы места для работы пользователей библиотеки, рабочее место библиотекаря. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Организует работу библиотеки один работник – библиотекарь.
Библиотека работает по плану, утверждённому директором МБОУ Верхнеобливской ООШ Елисеевой В.А.
Основными направлениями деятельности библиотеки в 2012-2015 году являлись:
Ø обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (интернет) и иных носителях;
Ø воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
Ø формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
Ø совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
- учащиеся начальной ступени
- учащиеся основной ступени
- педагогические работники
- обслуживающий персонал
Все обучающиеся школы были 100% обеспечены учебниками
Посещаемость.
Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. Наибольшую активность проявили учащиеся 2, 5, 6, 7 классов. Стихийно и нерегулярно пользовались библиотекой учащиеся 4, 7 классов
.
В фонде библиотеки имеются научно-популярная, справочная, художественная литература, периодические издания для педагогических работников и учащихся, методическая литература, учебники. Создан фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия, практикумы.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
ü книга суммарного учёта фонда библиотеки;
ü инвентарные книги;
ü папки «Акты»;
ü картотека учёта учебников;
ü картотека учёта CD-ROM;
ü тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
ü папка «Накладные»;
ü читательские формуляры;
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Все издания технически обработаны (проставлены штамп и инвентарный номер).
Обслуживание читателей.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания. Изданиями на нетрадиционных носителях читатели пользуются в режиме работы медиатеки. Так же читатели пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
В библиотеке систематически ведётся «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объёме выданных изданий.
Прививая бережное отношение к учебнику и книге, удалось добиться неплохих результатов. Ребята бережно относятся к книгам, вовремя сдают в школьную библиотеку.
Ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. Очень любят младшие школьники периодические издания «Читайка», «Детская энциклопедия», «Православная Радуга», «Юный натуралист», «Детская Роман-газета». Хотя за последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей младшего и среднего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают издания, пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая.
Для привлечения обучающихся к систематическому чтению в течение года в библиотеке проводились различные обзоры книг и периодических изданий, такие как : «Живая память поколений», «С книгой по дорогам нашего детства», «Оградите своих детей от беды», «Для вас выпускники» и др.
Также с обзором литературы по различным темам библиотекарь приглашался на методические объединения классных руководителей и учителей начальных классов. Выполнялось постоянное информирование педагогического коллектива о новом поступлении в библиотеку.
Библиотека стремится максимально учитывать интересы читателей и пользователей: выдача художественной и учебной литературы для чтения в каникулярное время, обеспечение педагогической и учебной литературой родителей учащихся образовательного учреждения. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации давно осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека, Интернет. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в библиотеке, учащиеся могут быстро получить необходимую информацию к уроку. Большим спросом со стороны читателей пользуется электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», Википедия.
В целях повышения читательской активности использовались разнообразные методы массовой, групповой и индивидуальной работы.
В целях пропаганды чтения и повышения престижа читающего человека, в 2012-2015 учебном году были проведены следующие мероприятия:
ü традиционная экскурсия «Библиотека – волшебная страна» для 1 – го класса;
ü клуб интеллектуальных игр «Страна литературных героев» (1-4кл.);
Было запланировано и проведено недостаточное количество мероприятий для старших школьников. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирования у школьников информационной культуры, культуры чтения, умений и навыков независимого библиотечного пользователя, были проведены библиотечные уроки для 5-7 классов по теме «Поиск информации».
В целях воспитания бережного отношения к книге и сохранности фонда организованы: операция «Живи книга», рейд «Как живёшь учебник?». Большую помощь в проведении этих мероприятиях оказали активы классов и актив библиотеки.
На выставочных стеллажах в 2012-2015 учебном году оформлялись следующие выставки:
ü выставка – плакат «Книги-юбиляры»;
ü обзорная выставка литературы о Великой Отечественной войне «Детям о войне».
ü Выставка книг «Я выбираю жизнь»
В конце года была оформлена выставка «Десять любимых книг» (рейтинг самых популярных изданий)
Одним из самых ярких и запоминающихся мероприятий стала литературно – музыкальная гостиная «Не бросим песню на войне», посвященная празднику 23 февраля. В этом мероприятие приняли участие ученики 1-9 классов. Мероприятие прошло в теплой, уютной обстановке, дети с интересом слушали и читали стихи военных лет, инсценировали фронтовые песни.
В 2012-2015 году велась работа по составлению перечня учебников, заказа, приём, расстановка, обеспечение учащихся и педагогов учебными изданиями.
В течение года велась и работа с родителями: индивидуальные беседы о чтении детей, бережном отношении к книге, но в основном эта работа велась нерегулярно, ситуативно.
Не была запланирована и не проводилась работа с «трудными» детьми и их родителями.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2012/2015 учебный год, можно сделать следующий вывод:
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2012-2015 учебные годы.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2012-2015 учебном году:
1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность.
3. Отсутствуют рекомендательные списки и картотеки «В помощь педагогам».
Исходя, из вышесказанного, на 2014-2015 учебный год школьная библиотека ставит следующие задачи:
1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта.
Основные показатели работы школьной библиотеки
|
2012-2013 уч.год |
2013-2014 уч.год |
2014-2015г |
Всего |
104 |
91 |
83 |
Записанные впервые |
11 |
6 |
7 |
Учащихся |
89 |
76 |
68 |
Учителей и прочих категорий |
15 |
15 |
15 |
% охвата чтением учащихся |
98% |
97% |
97% |
Число посещений |
1241 |
1102 |
839 |
Объем книговыдач |
1522 |
1136 |
728 |
Посещаемость (количество посещений/ число читателей) |
11,9 |
12,1 |
10,1 |
Художественная литература |
5 893 |
5 893 |
5 893 |
Справочная литература |
320 |
320 |
320 |
Фонд учебников |
3240 |
4 684 |
1367 |
Фонд периодики |
613 |
620 |
680 |
Фонд Медиатеки |
179 |
238 |
238 |
Общий фонд |
8763 |
10577 |
7260 |
Обращаемость (Объем книговыдачи/ общий фонд) |
0,17 |
0,11 |
0,1 |
Читаемость (книговыдача/количество читателей) |
14,6 |
12,4 |
8,7 |
Списано в декабре 2014 г 3 317 экз. учебной литературы